Добыча железной руды
Карьер для добычи железной руды – это, как правило, огромная дыра в земле, которая может достигать 450 метров в глубину и 4-5 километров в диаметре (именно такие размеры у карьера Лебединского горно-обогатительного комбината, который считается крупнейшим в мире). Если с края обрыва устремить свой взгляд вниз, даже огромные суперсамосвалы «БелАз» и "Caterpillar", которые, как правило, используются для вывоза руды за пределы карьера, можно сравнить с муравьями на дне кастрюли.
Непосредственно руду добывают из кварцита: блестящего камня аспидно-чёрного цвета, который и представляет основной интерес для рабочих. Прочие минералы, которые также встречаются здесь в огромных количествах, либо используются для производства мела, либо перерабатываются на щебень.
Доставка руды на перерабатывающий завод
При помощи самосвалов добытая руда доставляется к железнодорожному составу со специальными усиленными вагонами, которые называются думпкары. Грузоподъемность таких думпкаров составляет, в среднем, 105 тонн.
Доставленная на перерабатывающий комбинат руда отделяется от пустой породы путем магнитной сепарации. Суть метода в следующем: весь кварцит (и прочие минералы, содержащие значительное количество железной руды) дробится на мелкие кусочки и отправляется на мощный сепаратор (специальный магнитный барабан). Элементы железа естественно прочно «прилипают» к нему, а все прочее смывается струей воды. Очищенное железо используется в качестве сырья для изготовления стали, чугуна и прочих полезных в промышленности сплавов.
Изготовление высокопрочной стали
Следующий и последний шаг железной руды на пути превращения в высококачественную сталь - на электрометаллургический комбинат. Для получения действительно прочного материала используются такие современные технологии, как метод прямого восстановления железа и электродуговая плавка. С помощью этих приемов можно получить сталь, содержащую наименьшее количество примесей. Применяется готовое сырье в современном высокотехнологичном машиностроении. В частности значительное количество российской стали экспортируется в Германию, США, Францию, Норвегию и многие другие страны.
Забавно, что не исключена вероятность того, что наша отечественная руда, превращенная в высокопрочную сталь, может вернуться в родной карьер в виде того или иного механизма самосвала "Caterpillar". Такой вот получается круговорот.